Мысли о любви, сексе и семейных отношениях

Мысли о любви, сексе и семейных отношениях

, Безуглая Татьяна Викторовна

 

Что мы знаем об эротическом желании, любовном томлении, сексуальном поведении? С какими психологическими проблемами сталкивается человек, реализуя свою сексуальность? Какое влияние оказывает сексуальная жизнь человека на его чувства, мысли, поступки? Способен ли человек противостоять охватывающей его любовной страсти?

Пол, секс и сексуальность

Сексуальность привлекала к себе внимание людей во все времена. Сексуально-эротическая тематика и тема любви широко отражена в изобразительном и сценическом искусстве, литературе. Религия, философия, т.е. все то, что формирует мораль и поведение человека, всегда стремились устанавливать некие рамки и запреты в отношениях между полами. В разные исторические периоды болезни человека, его творческие способности, агрессивность, эмоциональные расстройства, а также расцвет или упадок культуры «объясняли» слишком интенсивной или, наоборот, недостаточной сексуальной активностью, а также неординарностью сексуальных ориентации или идей.

Объективные сведения о сексуальности людей дадут возможность разбираться во множестве проблем, как сугубо личных, так и социальных или моральных, и тем самым глубже познать самих себя и других людей. Сексуальная грамотность может привести к разумному и ответственному сексуальному поведению людей по отношению друг к другу и поможет им принимать важные решения в этой области. Сексуальная образованность — бесценная подготовка к жизни.
Говоря о сексуальности невозможно обойти такие понятия как пол и секс. Что же такое пол, секс, сексуальность?

В биологических, социальных и психологических науках понятие пола неоднозначно. В строгом смысле пол — это «совокупность морфологических и физиологических особенностей организма, обеспечивающих половое размножение, сущность которого сводится в конечном счете к оплодотворению». Однако слова «пол», «половая принадлежность» или «половая идентичность» имеют также более широкий смысл, обозначая личный биологический и социальный статус индивида как мужчины или женщины, самца или самки, устанавливаемый на основании строения гениталий, а иногда и других соматических и поведенческих признаков. Такие широко понимаемые «половые особенности» могут быть вовсе не связаны с репродуктивной функцией. И еще одно терминологическое уточнение. Хотя слова «пол» и «секс» — формально синонимы, эти существительные и производные от них прилагательные часто имеют разное значение. «Пол» и «половые» свойства обозначают явления, связанные с дифференцировкой мужского и женского, различением мужчин и женщин, тогда как «секс» и «сексуальные» свойства подразумевают сексуально-эротические чувства и отношения.

Секс (франц. sexe, от лат. sexus - пол) — всё то, что относится к сфере половых отношений, к половой жизни. Сексуальность — совокупность психических и физиологических реакций, переживаний и поступков, связанных с проявлением и удовлетворением полового влечения.

В повседневной жизни слово «секс» в последнее время стали использовать для обозначения полового акта («заниматься сексом»). Слово «сексуальность» обычно понимают шире, так как оно относится ко всему, связанному с сексом. Сексуальность — это одна из граней существования человека, а не только его способность к эротической реакции.

Сексуальность имеет большое значение в межчеловеческих отношениях. Филогенетическая эволюция благодаря развитию речи (в качестве второй сигнальной системы) и культуры обусловила существенные отличия сексуальности человека от сексуальности животных. Однако они по-прежнему сохраняют общие биологические черты, лежащие в основе двух функций — репродуктивной и коммуникативной. Согласно Левит (1978), сексуальность можно рассматривать как специфический, психосоматический язык тела, как форму изначально невербализованной коммуникации. В этом смысле половая связь с психосоматической точки зрения выражает увлеченность, привязанность, доверие, безопасность и удовлетворение. Обнаженность в свою очередь обозначает искренность, доверие и преданность. Поскольку привязанность, близкий контакт, доверие и безопасность являются универсальными потребностями человека, их элементы желательны в любых межчеловеческих отношениях, в том числе сексуальных.

Сексуальность является одним из основных двигателей, объединяющих людей друг с другом. В биологическом смысле половую связь следует рассматривать как реализацию человеческого стремления к выходу за пределы своей индивидуальности и к объединению с окружающим миром. Трудности в создании подлинной связи с другим человеком являются причиной сексуальных расстройств и человеческих конфликтов на сексуальной почве. Сексуальная связь двух людей, форма и глубина которой висят от их личности, в свою очередь влияет на личности партнеров, модифицируя характер их функционирования в обществе. Таким образом, смысл сексуальности заключается, в частности, в создании определенных отношений и связей между партнерами, образовании единства («нас») из двух лиц противоположного пола.

Мужчины и женщины: разделение ролей

Уже первобытный человек не был безразличен к сексуальной сфере. Правда, существует очень мало данных о представлениях и образе жизни пещерных людей, но и те, которыми мы располагаем, свидетельствуют об этом достаточно явно. Наскальные рисунки раннего палеолита (1 млн. — 100000 лет до н.э.), к которому относят первый этап развития человеческой культуры, свидетельствуют о том, что пещерный человек уже имел представления о любви и смерти и связывал оба эти явления с жизнью человека. В более поздние периоды палеолита (100000—8000 лет до н.э.) не только рисунки: на стенах пещер, но и мифы и культы населения почти всех регионов земли подтверждают, что вопросы сексуальности всегда обращали на себя внимание человека. Конечно, в тех условиях внимание обращалось не на поведение, связанное с сексуальным возбуждением и удовлетворением, половую мораль, а на таинственные явления оплодотворения, сохранение и преумножение потомства, что обеспечивало существование человека как вида. Кроме того, первобытные люди стремились выражать сексуальность в символической форме. Многочисленны мифы и предания, в которых фигурируют двуполые существа (андрогины) — божества обладающие и мужской, и женской силой. Они являлись символами плодородия почти во всех, древнеегипетских и древнеиндийских источниках, свидетельств Геродота и Плутарха. В древнегреческом пантеоне это сын Гермеса и Афродиты — Гермафродит, в древнеиндийском — Адити, корова-бык, мать и отец других богов, в древнеегипетском — Ра, совокупившийся сам с собой («упало семя в мой собственный рот») и т.д. Такие божества иногда изображались с двойным набором гениталий и других половых признаков (например, Шива в Индии или бородатая Афродита). В некоторых мифологиях двуполыми считались и предки первых людей, причем речь идет не просто о двойном наборе гениталий, а о символе единства и цельности. Платон обращается к мифу об андрогинах для объяснения факта проявления интереса и переживания влечения людей друг к другу, стремления к сексуальному, духовному и телесному единению. В диалоге «Пир» он рассказывает о том, как эти существа, представляющие собой мужчину и женщину в их единении были разделены богами, то ли за провинности людей, то ли из зависти к ним.

Они стремятся к духовному и телесному единению, ибо лишь единение в совокуплении может временно восстановить утраченное единство — и то лишь в том случае, если одна половина найдет соответствующую ей, «свою» половину. Миф об андрогинах представляет собой попытку решить проблему различия полов, следствием которого, в частности, явилась вечная недоступность для мужчины или женщины части (утраченной половины) человеческого опыта.

Древнекитайская мифология утверждает, что всякое человеческое тело содержит в себе и мужское, и женское начало, хотя в женщине больше представлено «инь», а в мужчине — «янь»; на разделении органов по этому принципу покоится вся китайская народная медицина. На необходимости гармонического сочетания мужского и женского начал в одном лице настаивает и тантризм. Из этих представлений исходил и К. Юнг, утверждая, что в коллективном бессознательном каждого индивида присутствуют два разных архетипа: «душа» (анима), персонифицирующая женское начало — смутные чувства и настроения, пророческие предчувствия, восприимчивость к иррациональному, способность любить, чувство природы и т. п., и «дух» (анимус), персонифицирующий физическую силу, инициативу, организованное действие, духовную глубину и рациональность. Только сочетание души и духа обеспечивает гармоническое развитие индивида.

Существует глубокая асимметрия в принципах описания и критериях оценки мужчин и женщин: мужчина трактуется обычно как активное, культурное начало, а женщина - как пассивная, природная сила. Мужчины воспринимаются и оцениваются главным образом по своему общественному положению, роду занятий, социальным достижениям, а женщины — в системе семейно-родственных отношений как сестры, жены и матери. В описаниях женщин подчеркиваются такие черты, как плодовитость, сексуальность, материнство, свойства темперамента, характера, внешности.

Кроме того, как персонификация природного начала женщина часто изображается нарушительницей социального порядка, воплощением беспорядочности, хаоса. Свойства, приписываемые женщинам или мужчинам, зависят также от их конкретной социальной роли. С одной стороны, мужчина видит в женщине сексуальный объект, жену. Поскольку жена происходит из чужого рода или общины, ей приписывается в лучшем случае сомнительная верность, а то и прямая враждебность. Женщины описываются как чуждые, опасные существа, нередко даже как колдуньи. Вместе с тем, мужчина видит в женщине мать, сестру или дочь; не будучи сексуальными объектами, эти женщины представляются дружественными, своими, близкими. Сводный, усредненный стереотип женщины будет производным от обеих этих ролевых систем и поэтому неизбежно противоречивым.

Сексуальность, эрос и любовь, на протяжении веков описываемая и воспеваемая поэзией и искусством, уже в XIX заслуживает внимания философов, психологов, социологов.

Любовь к тебе – то ты сама,
И рай, и ад, и день, и ночь,
Огонь и пепла легкий дым,
Угаснет, унесется прочь.
Любовь к тебе – оленя бег,
Вода текущая с перстов,
Ты – озеро, но жажду мне не утолить,
Умру от жажды у воды, у озера без берегов.
Моя любовь к тебе – родник,
Струя кипящая со дна,
Как белка, что в лесу играет,
В прыжок смертельный вплетена.
Сгореть и вновь спасенным быть,
Терять тебя, едва найдя,
Заснуть бояться, чтоб во сне
Не быть мгновенье без тебя.
Сраженным быть одним лишь словом,
Случайно сказанным тобой,
Сто раз испытывать сомненья,
Что значит жест непроизвольный твой.
Мое страданье постоянно,
Я так хочу тебя любить,
Не может сердце успокоиться,
Трепещет вновь, мне не забыть.
Любовь – вселенная без края,
Ничем ее не охватить,
Где меру взять ее измерить,
Отмерить – значит не любить.
Нет, не имею права на разлуку,
Чтоб по разлуке затужить,
Ведь я твой трон, я жезл в руку,
Любовь к тебе всегда со мною будет жить.
(Луи Арагон)

Без любви человечество почувствовало бы себя обокраденным, обделенным, нищим. Нет никакого сомнения, что любовь станет культом будущего человечества. И сейчас, чтобы бороться, жить, трудиться и творить, человек должен чувствовать себя "утвержденным", "признанным". "Кто себя чувствует любимым, тот себя чувствует и признанным, из этого сознания рождается высшая жизнерадостность". Но именно это признание своего Я, эта жажда избавления от призрака вечно подкарауливающего нас душевного одиночества не достигается грубым утолением физиологического голода. "Только чувство полной гармонии с любимым существом может утолить эту жажду". Только "большая любовь" даст полное удовлетворение. Любовный кризис тем острее, чем меньше запас любовной потенции, заложенной в человеческих душах, чем ограниченнее социальные скрепы, чем беднее психика человека переживаниями солидарного свойства.

Семья в России

В России семейные отношения стали объектом изучения лишь в середине XIX в.
Источниками исследования служили древнерусские летописи и литературные произведения. Историки Д. Н. Дубакин, М. М. Ковалевский и другие дали глубокий анализ семейно-брачных отношений в Древней Руси. Особое внимание уделялось изучению семейного кодекса «Домостроя» – литературного памятника XVI в., изданного в 1849 г.

На рубеже XIX–XX вв. исследователями был зафиксирован кризис семьи, сопровождаемый глубокими внутренними противоречиями. Авторитарная власть мужчины была потеряна. Семья утратила функции домашнего производства. Нормативной моделью стала нуклеарная семья, состоящая из супругов и детей.
В настоящее время проблемам супружества – родительства – родства уделяют больше внимания не только в теории, но и на практике. В работах Ю. И.Алешиной, В. Н.Дружинина, С. В. Ковалева, А. С. Спиваковской, Э. Г. Эйдемиллера и других ученых подчеркивается, что семья прямо или косвенно отражает все изменения, происходящие в обществе, хотя и обладает относительной самостоятельностью, устойчивостью.

Психология семейных отношений концентрирует внимание на исследовании закономерностей межличностных отношений в семье, внутрисемейных отношений (их устойчивости, стабильности) с позиций влияния на развитие личности.

Люди, создающие семью, стремятся удовлетворить комплекс потребностей – в любви, в детях, в переживании общих радостей, в понимании, общении. Однако становление семьи – это не только реализация идеальных представлений о браке, которые сложились у будущих супругов. Это реальная жизнь двух, а затем и нескольких людей, во всей ее сложности и многообразии; она включает в себя непрерывные переговоры, заключения соглашений, компромиссы и, конечно, преодоление трудностей, разрешение конфликтов, которые есть в каждой семье.
Неудачу в браке во многом предопределяют ошибки в выборе партнера: избранник в реальности либо не обладает необходимыми личностными чертами, либо совокупность его психофизиологических особенностей, взглядов и ценностей не соответствует представлениям и потребностям избирающего. Разочарование может наступить независимо от того, что партнер обладает множеством положительных качеств. Очень важно, чтобы муж и жена подходили друг другу по биологическим и нравственным факторам, отражающим различные аспекты воспитания, политические, культурные, религиозные взгляды, а также чтобы партнеры терпимо относились к особенностям друг друга.

Гармонию семейно-брачных отношений с точки зрения личных параметров определяют несколько основных элементов:

  • эмоциональная сторона супружеских отношений, степень привязанности;
  • сходство их представлений, видений себя, партнера, социального мира в целом;
  • сходство предпочитаемых каждым из партнеров моделей общения, поведенческие особенности;
  • сексуальная и, шире, психофизиологическая совместимость партнеров;
  • общий культурный уровень, степень психической и социальной зрелости партнеров, совпадение систем ценностей супругов.

Важно учитывать и индивидуально-психологические особенности каждого из супругов. Рациональным и комплексным показателем их индивидуальности может служить тип личности: наиболее распространенной причиной супружеских конфликтов, а также разводов является «несходство характеров», несовместимость супругов.

Источником трудностей в семейной жизни могут быть особенности личности одного или обоих супругов. Речь идет о чертах, которые вначале соответствовали норме, но не были вполне адекватными личностным качествам партнера или партнер не находил правильного подхода к общению, был не в состоянии справиться с некоторыми особенностями своей собственно психики. Кроме того, это могут быть и патологические свойства личности, которые уже сами по себе представляют проблему в межличностных связях, а тем более в супружеских отношениях, делая их изначально потенциально конфликтными и сложными, требующими для более или менее гармоничного сосуществования членов семьи специальных навыков и установок (Р. Вулис, 1999).

По степени опасности для семейных уз конфликты могут быть:

  • неопасными – возникают при наличии объективных трудностей, усталости, раздражительности, состояния «нервного срыва»; внезапно начавшись, конфликт может быстро завершиться. Про такие конфликты часто говорят: «К утру все пройдет»;
  • опасными – разногласия возникают из-за того, что один из супругов должен, по мнению другого, изменить линию поведения, к примеру по отношению к родственникам, отказаться от каких-то привычек, пересмотреть жизненные ориентиры, приемы воспитания и т.п., то есть ставится проблема, которая требует разрешения дилеммы: уступать или нет;
  • особо опасными – приводят к разводам.

Мотивации конфликтов:
1. Не сошлись характерами – мотив «чисто» психологический. Острота конфликтов и их частота, сила эмоциональных взрывов, контроль за собственным поведением, тактика и стратегия поведения супругов в разнообразных конфликтных ситуациях зависят от индивидуальных особенностей характера.

Каждый человек выбирает способы, приемы и методы деятельности, исходя из особенностей своего характера. Они и формируют индивидуальный стиль поведения в трудовой и бытовой сферах жизни. Под «индивидуальным стилем деятельности» понимают систему приемов и способов действия, характерную для данного человека и целесообразную для достижения успешного результата. Об этом необходимо помнить и не стремиться «перевоспитать», «переделать» другого партнера, а просто самому учесть или приспособиться к свойствам его натуры, его индивидуальному стилю.

Однако некоторые недостатки характера (демонстративность, авторитарность, нерешительность и т.п.) сами по себе могут быть источником конфликтных ситуаций в семье. Есть черты, которые приводят к разрушению брака вне зависимости от стремления партнеров приспособиться, например эгоцентрические черты характеров супругов. Их концентрация на своем «я» – дефект нравственного развития – один из факторов дестабилизации брачной жизни. Обычно супруги видят только эгоизм своего партнера, а собственного не замечают. «Борьба» с другими вытекает из ложной жизненной позиции, из ложного понимания нравственных отношений с другими людьми.

2. Супружеские измены и сексуальная жизнь в браке. Измена отражает противоречия между супругами, она является результатом разнообразных психологических факторов. К измене приводят разочарование брачной жизнью, Дисгармония половых отношений. В противоположность измене, неверности верность – это система обязательств перед брачным партнером, которые регулируются моральными нормами и стандартами. Это убежденность в ценности, значимости принятых на себя обязательств. Часто верность ассоциируется с преданностью и связана с желанием партнеров укреплять свой собственный брак и взаимоотношения.

Важно понимать, что сексуальная потребность может быть по-настоящему удовлетворена только на фоне положительных чувств и эмоций, которые возможны при условии удовлетворения эмоционально-психологических потребностей (в любви, в поддержании и сохранении чувства собственного достоинства, психологической поддержке, защите, взаимопомощи и взаимопонимании). Если в браке не удовлетворяются эмоционально-психологические потребности личности, усиливается отчуждение, накапливаются отрицательные чувства и эмоции, более вероятной становится измена. Супруги не понимают друг друга, ссорятся или просто уходят «на сторону».

Muldworf (1973) рассматривает несколько типов личности, имеющих склонность к внебрачным связям. У мужчин это следующие типы:

  1. Донжуан: незрелая личность, которая прежде всего хочет нравиться и от измен испытывает нарцистическое удовлетворение.
  2. Распутник, или «ловец женщин»: его внебрачная половая активность вытекает из потребности в переменах, разнообразии, или из представлений, что мужественность доказывается большим числом сексуальных побед.
  3. Вечно неудовлетворенный: постоянно ищет любви, но ни с одной женщиной не имеет постоянных эмоциональных связей.

У женщин это следующие типы:

  1. Соблазнительница: хочет любить и иметь поклонников, для чего использует и секс, однако ее действительное стремление к половым связям, как правило, не велико.
  2. Любительница приключений: ищет кратковременных сексуальных приключений с возможно меньшим вовлечением чувств, причем дома это хорошая жена и мать. Любит своего мужа, но сексуально не находит с ним общего языка. Партнера по приключению активно выбирает сама; ищет сексуальных переживаний, которых ей не хватает в семейной жизни.
  3. Беззащитная: не способна к отказу и по той причине, что половая страсть мужчины сразу же вызывает в ней ответное чувство. Сама не проявляет инициативы, удовлетворение находит, покорно отдавая себя во власть партнера; не иожет оказать сопротивление, так как «он сильнее».
  4. Неудовлетворенная: не может найти удовлетворения ни в чем, ни в муже, ни в работе, ни в друзьях. Сомневается в правильности выбора партнера, даже когда имеет с ним достаточно длительные связи. Легко влюбляется в другого, которого обычно переоценивает. В любовных связях часто испытывает чувство вины и быстро становится несносной.

Описано 6 типов реакций во внебрачных связях:

  1. Азартный игрок. Здесь речь идет о человеке, увлечением которого является «добывание» особ противоположного пола. С увеличением числа «побед» повышается ощущение собственной значимости, ценности. Завязывает кратковременные знакомства, не задумываясь о возможных последствиях. Однако в большинстве случаев со своим партнером по браку связан эмоционально. В таких семьях часто наблюдается цикл: измена-обнаружение-покаяние-прощение-измена.
  2. Искатель счастья. Эта модель чаще встречается у женщин. Здесь речь идет о незрелой, несамостоятельной личности. Семья для нее служит экономическим обеспечением. Свои домашние обязанности выполняет лишь «постольку поскольку». В мужья выбирает серьезного партнера и требует от него полной отдачи сил для блага и обеспечения семьи. Обычно проявляет достаточную заботу о семье в начале совместной жизни и в тот период, пока дети еще малы. Когда же дети подрастают и не нуждаются больше в постоянной заботе, она начинает скучать и требует от мужа, чтобы он обеспечил ей «наполненную жизнь». Муж, как правило, не понимает, что от него хотят. В этой фазе жена реализует внебрачные связи, причем о распаде семьи речь не идет до тех пор, пока не подворачивается возможность приобрести более высокий уровень материального обеспечения или более высокий социальный статус. Измену признает и обвиняет в ней мужа. Любовник часто ускользает от брака. Такое окончание романа преподносится как принесение себя в жертву семье и детям. 
  3. Уведенный и неотпущенный. Здесь речь идет о случайной измене. Муж не хочет уходить из своей семьи и вместе с тем не намерен поддерживать внебрачную связь. Он позволил себе «что-то лишнее», но хочет от этой связи избавиться. Если ему удается сделать это без скандала, то его поведение в семье под влиянием угрызений совести может даже улучшиться. Однако часто в игру включается любовница. То, что муж принимал за мимолетный эпизод, считал случайностью, может иногда оказаться рафинированной ловушкой любовницы, которая ищет постоянного партнера. Она сама старается сделать так, чтобы жена узнала об измене, в надежде, что он будет целиком принадлежать ей. Когда жена узнает про измену, муж испытывает облегчение; он старается создать коалицию с женой против любовницы.
  4. Начинатель новой жизни. Здесь речь идет о создании нового брачного союза, инициатор ищет нового, «лучшего» партнера. Это бывает в случаях, когда неудовлетворяющий супругов брак продолжает сохраняться ради детей; между тем дети уже становятся независимыми. Или это может быть синдромом «заезженной лошади», когда занявший прочное социальное положение 50-ти летний мужчина оставляет свою постаревшую жену и женится на значительно более молодой, чтобы еще «взять кое-что от жизни». К детям он хочет сохранить хорошее отношение, на первый брак смотрит как на «изживший себя рабочий союз».
  5. Домохозяйка. В основе этих измен лежит усталость от брака, построенного на стереотипных отношениях и имеющего деградирующий уровень коммуникации. Внебрачные связи в таких случаях являются приятной сменой домашней рутины. Такие женщины позорят мужа на работе, оскорбляют его перед детьми, родственниками и знакомыми. В конце концов дело доходит до развода. 
  6. Солидный игрок. В большинстве случаев речь идет об эмоционально и психосоциально зрелом индивидууме, которого не удовлетворяют (по разным причинам) супружеские сексуальные отношения. Он имеет внебрачные связи, однако по отношению к партнеру по браку и к своей семье ведет себя весьма серьезно и ответственно. Его измены обычно хорошо законспирированы, и он в них не признается. Солидный игрок выбирает внебрачного партнера с аналогичной мотивацией, желая, чтобы «солидная игра» была двусторонней. Во внебрачной связи ни один из партнеров не опускается до излишней эмоциональной зависимости от этого союза, оба рассматривают его лишь как дополнение, как «дополнительное удовольствие». Внебрачная связь не создает им проблем в семейной жизни, в выполнении супружеских и родительских функций. Если удается удерживать внебрачные связи в определенных рамках, то возникновение конфликтной ситуации возможно лишь тогда, когда в результате какой-то «несчастной случайности» скрываемая связь обнаруживается.

Похожие статьи

Музыкальная терапия

, Подвигин Сергей Николаевич

Каждое, даже изолированное, музыкальное созвучие вызывает у человека определенную психофизическую реакцию.

Кризис первого года жизни

, Подвигин Сергей Николаевич

Развитие ребенка - длительный, сложный и противоречивый процесс, имеющий ряд узловых точек- возрастных кризисов. Каждый кризис при его благоприятном протекании закладывает основы следующего этапа развития.

Шопоголизм – проблема современности

, Казакова Мария Борисовна

Пятница, конец рабочего дня, смотрю в окно и предвкушаю встречу с любимой подругой… Мы встречаемся в центре города, радуемся друг другу. Я направляюсь в сторону нашего кафе, и чувствую, как она меня одергивает за рукав, и буквально тащит в ближайший магазин со словами: "Я присмотрела себе кофточку, пока тебя ждала! Ну пожалуйста оцени!!!"